В предыдущей статье мы рассмотрели, что такое конфликт, причины возникновения и функции старшего судьи, направленные на избежание отрицательных моментов. В этой статье мы разберем процессы, которые происходят с судьями во время этих негативных ситуаций. Эмоциональное состояние арбитров — это те переживания, которые остаются глубоко у них внутри. В педагогике спорта изучению настоящей проблеме практически не…

В предыдущей статье мы рассмотрели, что такое конфликт, причины возникновения и функции старшего судьи, направленные на избежание отрицательных моментов. В этой статье мы разберем процессы, которые происходят с судьями во время этих негативных ситуаций.
Эмоциональное состояние арбитров — это те переживания, которые остаются глубоко у них внутри. В педагогике спорта изучению настоящей проблеме практически не отводится времени. Судьи в большинстве случаев справляются со своими стрессами сами. С опытом у арбитра сформировывается способ поведения в такие моменты. Он знает, как поставить психологическую стену и на что нужно переключиться. Но самоанализ далеко не самый эффективный способ психологической обороны. На этом этапе становится ясным, почему оказание помощи, формулирование четких задач в достижении результата, выработка мотивации важны на начальной стадии карьеры. Это поможет корректировать негативные эмоциональные переживания, выбрать дальнейшую стратегию самостоятельной работы, с помощью которой возможна наиболее полная самореализация.
Поддержка и помощь со стороны наставника, учителя и тренера важны для начинающих арбитров. В силу своей молодости и неопытности, ученики-судьи еще не владеют методами самоконтроля, они поддаются влияниям извне. Это приводит к эмоциональной перегрузке. И даже сильное желание выйти из кризиса без посторонней помощи потерпит крах.
Астения, депрессия, тревожность, невротизация, фрустрация (неудовлетворенность), одиночество, агрессия, раздражение, подозрительность, чувство обиды и вины, негативизм – все эти переживания овладевают молодым судьей.
Готовность к выходу из такого состояния строиться по следующей схеме: автономность – информативность — принятие решения – отношение к решению.
Инструктор должен использовать разные модели коррекции эмоциональных переживаний. Это может быть как метод беседы или диалога, так и метод, способствующий релаксации, снятию лишнего нервного напряжения. Для судей, у которых снижен тонус психической активности, рекомендуется применение модели активации уровня возбуждения. Например, метод «шоковой психотерапии» с установкой «Возьми себя в руки, докажи, что ты способен на большее!» Важно обучить молодых арбитров самостоятельно справляться с психологическим негативом. И только индивидуальный подход к каждому случаю сможет сделать применение выбранных способов наиболее эффективным. Вот некоторые из них:
— целенаправленное изменение направлений мыслей, отвлечение и переключение внимания;
— произвольное переключение внимания на другие раздражители;
— внутренний контроль за поведенческими и внешними проявлениями эмоциональных переживаний;
— применение специальных дыхательных упражнений;
— физическая нагрузка;
— аутогенная тренировка;
— релаксация (сауна, массаж, бассейн, чтение, музыка, фильмы).
Еще раз подчеркиваем, что решение каждой проблемы – это индивидуальный проект, и следовать стандартному шаблону просто глупо и неуместно.
судья международной категории