Коммуникация

Давно известен тот факт, что в 21 веке люди разучились общаться вживую. Как ни парадоксально, но связано это с бурным развитием новых технологий. Различные гаджеты заменили нам лицо живого человека. Это вызывает затруднение при настоящем общении. Мы не можем открыто смотреть в глаза и находить нужные слова. Часто, имея в виду одно, говорим совершенно другое. Так сказывается отсутствие опыта живого общения. Неумение выражать мысли, объяснить элементарные вещи, решить спор или просто извиниться  — вот цена, которую мы заплатили за наше технологическое настоящее и будущее.

Умение общаться – это важное качество социальной личности. Не зря психологи отводят этому навыку значимую роль. Хороший оратор, который может грамотно изложить свою мысль, выслушать оппонента и решить проблему без использования  радикальных мер, всегда ценится и будет востребован.

Несмотря на закрытость современного общества, в нем невозможно двигаться вперед без умения взаимодействовать с людьми. Как же в былые годы люди могли общаться без «Фэйсбука» и «Твиттера»? Как они могли наладить контакт без мобильного или социальных сетей? На самом деле ответ элементарен. Люди были более открытыми, контактными. При встрече они обменивались накопленной информацией  и искали новых моментов для общения. Сейчас можно наблюдать довольно парадоксальные вещи.  Находясь рядом в нескольких шагах друг от друга, мы пишем сообщения через скайп вместо того, чтобы посмотреть в глаза и просто поговорить.  Но жить так дальше – это не выход. Чувства с помощью смайликов вы не передадите, несмотря на многочисленные комбинации знаков.

Однажды у молодого арбитра, которого оскорбил тренер одной из команды, спросили, как прошло судейство. Ответ был типичным для современного поколения:

– Отсудил очень хорошо!

– А тебя оскорбляли нецензурно?

– Да, но отсудил хорошо!

Как видите, краткость не только сестра таланта, но и синдром закрытости человека.  Эта локализация в себе связана с нежеланием говорить, страхом перед общением, ошибочным уровнем самооценки. Нельзя во всем этом обвинить нынешнюю молодежь. Здесь сыграли свою роль невнимательность родителей, учителей, всей системы. Зачастую молодой судья слышит однобокие советы быть тверже в своих решениях, придерживаться только своей точки зрения, никого не слушать, знать, что судья всегда прав. А как же диалог и понимание? Иногда, простой взгляд или жест способен объяснить гораздо больше, чем наказание.  Молодой судья просто не может признать, что с общением у него проблемы. Все знания, которыми он владеет (от информатики до владения языками) остаются напрасным багажом, который так и не применен на практике из-за неумения общаться.

Важная задача старших коллег по отношению к молодым арбитрам – это научить его быть коммуникабельным с  самого начала карьеры. Поддержка и  отсутствие намеренного психологического давления расположат новичка к общению среди команды. Воспитывая приемников, вы делаете вклад не только в их карьеру, но и в формирование социальной личности. А умение общаться незаменимо. Именно оно помогает адаптироваться человеку к реальным  условиям жизни.

Федор Дмитриев

судья международной категории