Управление конфликтами в баскетболеБаскетбол привлекает своих участников и  болельщиков  игрой ума и эмоций. Живость, контрастность ситуаций,  настоящее яркое шоу  — вот то, что заставляет нас играть вновь и вновь. Но эти впечатляющие моменты часто граничат  с конфликтами. Раздоры могут происходить не только между игроками, тренерами, но и даже между судьями. В таких ситуациях арбитрам отведена важная роль – понять, распознать и предотвратить опасные  моменты. Ведь именно это и есть ключ к управлению игрой.

Пытаясь разобраться в конфликтной ситуации, судья должен помнить, что большинство их решается по тем же правилам, что и обычные жизненные ситуации. Поэтому при решении конфликта в баскетболе стоит придерживаться тех  же базовых принципов, которые приемлемы вне его.

Каждому судье присуще желание контролировать и управлять игрой. Но что же для этого нужно?

1. Арбитру необходимо четко определить способы решения конфликтных ситуаций. Он не должен пускать процесс на самотек и самоустранятся.

2. В критический момент игры выбрать единственное правильное решение, справедливое для двух сторон.

Резонансные ситуации возникают из-за того, что каждый человек индивидуален и его взгляды, эмоции и утверждения зачастую идут вразрез с убеждениями соперника. Любой конфликт строится на несогласии. Именно поэтому важной задачей судьи является умение настроить команды и тренеров на сотрудничество еще до начала соревнований. В самом же  процессе игры арбитр должен суметь предчувствовать,  увидеть и  распознать зерно раздора и сделать все, чтобы предотвратить опасную ситуацию.

Ключевые факторы при работе с конфликтами

Голос. Ваш голос и интонация должны быть спокойными и уверенными. Говорите четко, недолго. Стройте свою речь таким образом, чтобы фразы не были сложными, а слова заумными. Краткость и простота – вот ключ к скорому возвращению к игре.

Жесты. Избегайте некрасивых жестов, используя только официальные судейские. Излишняя жестикуляция говорит о неуверенности в своих силах. Четко ведите процесс игры, лишний раз не размахивая руками.

Слова. Употребление негативных слов говорит о том, что вы теряете контроль над ситуацией. Проявляя уважение с помощью речи к игрокам, вы заслужите его в ответ. Наиболее употребляемыми в игре  фразами и словами в вашем лексиконе должны стать: «спасибо», «пожалуйста», «извините», «должен я»,  «могу я», «я понял», «мне ясно», «должны вы» «спасибо, достаточно».

Чтобы решить сложную конфликтную ситуацию, вы должны сфокусироваться на возникшей проблеме. Уверенность и знание своего дела, краткость высказываний, последнее слово в споре – вот те факторы, которые помогут решить спор и сохранить авторитет.

До игры попытайтесь проанализировать составы команд и их тренеров. Вы должны знать характеристики игроков – кто контактный, кто спокойный, кто авторитетный, кто формальный и неформальный лидер. Если вы выбрали правильного игрока для решения проблемы, его влияние на коллектив должно помочь вам успокоить остальную команду.

В процессе игры арбитр не имеет достаточно времени для принятия правильного решения. Часто это происходит под давлением команд и окружающих факторов. В таких условиях решение не всегда верно. Об этом судья сожалеет потом, но изменить произошедшее уже нет возможности. Начало конфликта – и есть самый критический момент в решении судьи. Поэтому уделяйте особое внимание этому этапу; знайте, когда и как реагировать.

Каждый судья был вовлечен ни в один конфликт. И только анализируя процесс их развития (начало, повод, причину, свою реакцию, результат) можно в будущем сделать позитивные изменения в работе.

Федор Дмитриев

судья международной категории